Лечение стоматологических заболеваний у детей с задержкой речевого развития

Современные условия жизни приводят к тому, что к стоматологам обращается все больше родителей с «особыми детьми». В первую очередь это детишки с аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП (детский церебральный паралич) и задержками психо-речевого развития (ЗПР) различной степени тяжести. Проблема стоматологической адаптации «особенных детишек» чрезвычайно актуальна на сегодняшний день.

Распространенность ЗПР различной этиологии в детской популяции варьирует от 6% до 12% по данным различных источников. В большинстве случаев у детей с ЗПР встречаются те или иные нарушения речи, что в еще большей степени усложняет установление контакта между доктором и маленьким пациентом. Дети с ЗПР являются сложными стоматологическими пациентами еще и ввиду гиперактивности (синдром дефицита внимания), что характеризуется снижением уровня самоконтроля и повышенной активностью. Такого ребенка очень трудно даже на несколько минут усадить в стоматологическое кресло для осмотра, а лечение практически не представляется возможным. В связи с этим в детской стоматологической клинике «Малыш и Карлсон» для оказания полноценной стоматологической помощи детям с ЗПР предусмотрено лечение и удаление зубов под седацией.

В зависимости от степени выраженности ЗПР мы рекомендуем различные виды седации для коррекции поведения ребенка на стоматологическом приёме. Так при небольшом объеме лечения и легкой форме ЗПР достаточно применения закись-азотной седации. Тяжелая форма ЗПР (умственная отсталость) является абсолютным показанием к проведению стоматологического лечения в условиях общей анестезии (наркоз Севоран).

Гигиена полости рта является наиболее эффективным методом профилактики кариеса и его осложнений, а также воспалительных заболеваний пародонта. Учитывая, что стоматологическое лечение детей с ЗПР является очень сложным, важным является соблюдение всего комплекса профилактических мероприятий, включающий индивидуальную и профессиональную гигиену полости рта, применение препаратов, содержащих биологически активный фтор и кальций. Необходимо обучать ребенка с ЗПР правильно чистить зубы.

Одной из основных причин такой высокой распространенности кариеса у детей с ЗПР является невнимательное отношение родителей к регулярной и правильной гигиене полости рта у ребенка. Дети с диагнозом ЗПР регулярно посещают невропатолога, психиатра, педагога-дефектолога и других специалистов, помогающих малышу бороться с основным заболеванием. На регулярные профилактические осмотры у детского стоматолога (1 раз в 3 месяца) у родителей зачастую не хватает времени и сил. В результате ребенок оказывается на приеме у стоматолога по так называемой «острой боли» с большим количеством воспаленных и разрушенных зубов. В такой ситуации единственно возможным является лечение под общим обезболиванием.

Родителям «особенных детишек» необходимо помогать своим детям соблюдать индивидуальную гигиену полости рта и регулярно показывать ребенка детскому стоматологу, эти простые правила помогут малышам избежать серьезных стоматологических проблем и без страха посещать врача-стоматолога в дальнейшем.

24 мая 2014