Аномалии строения челюстно-лицевой области и их влияние на развитие речи
Опытный логопед прежде чем начать свою работу по обучению малыша правильно произносить звуки, изучает структурное и функциональное состояние ротовой, глоточной и гортанной областей. Оценка состояния дыхательной системы, носовых пазух в особенности, также позволяет выявить причины неправильного произношения звуков, и как следствие, неправильной речи.
Какие аномалии зубочелюстной системы могут стать причиной неправильного произношения звуков?
- Выраженная дизокклюзия III класса.
Кончик языка не дотягивается до верхней альвеолярной дуги, что приводит к нарушению произношения звуков (д, т), которые требуют интердентальной позиции языка.
- Тяжелая дизокклюзия II класса.
В ряде случаев, даже во время приема пищи смыкание губ бывает недостаточным, в результате чего искажаются губные звуки (п, б, м). Иногда неправильное произношение звуков компенсируется ребенком за счет соединения нижней губы с зубами верхней челюсти.
- В результате хирургического вмешательства при онкологических заболеваниях или врожденных расщелинах неба происходит остановка роста верхней челюсти. Недоразвитие верхней челюсти ведет к искажению произношения звуков (ч, щ), образующихся при соприкосновении языка и неба.
- Адентия (отсутствие зубов), особенно при преждевременном удалении передних зубов на верхней челюсти происходит привычное прокладывание языка латерально или вперед, из-за чего нарушается правильное произношение звуков.
Важно отметить, что для того, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки, необходимо компенсировать имеющийся недостаток. Для этого необходима слаженная работа логопеда-дефектолога, детского стоматолога и врача ортодонта. Своевременное хирургическое лечение (пластика уздечки языка), ортопедическое лечение (пластинки с искусственными зубами) и ортодонтическая коррекция станет фундаментом не только правильного произношения, но и полноценного пережевывания пищи и глотания.
Чаще всего причинами неправильного произношения являются аномалии неба и аномалии языка.
Аномалии неба
Стенки глотки и мягкое небо закрывают носоглотку при разговоре и проглатывании пищи. Благодаря этому исключается попадание пищи в полость носа и прохождение воздуха по носовым ходами во время речи. При патологии неба происходит попадание части пищевого комка в полость носа. При этом речь характеризуется как носовая, звуки нечеткие и тихие.
Педиатр или логопед, диагностирующие у ребенка такую проблему, должны как можно раньше направить ребенка к детскому стоматологу хирургу для комплексного обследования и последующего лечения.
Аномалии языка
Данная аномалия приводит как к нарушению речи, так и к проблемам при глотании. Чаще всего стоматологи встречаются с таким видом аномалии языка как частичное или полное его сращение с дном полости рта или короткой уздечкой языка.
Следует отметить, что аномалии языка имеют разную степень выраженности и не всегда приводят к функциональным нарушениям.
При укороченной уздечке языка логопеды сталкиваются с такими проблемами у своих маленьких пациентов, как:
- неправильное произношение звуков, связанное с подвижностью верхушки языка,
- снижение чистоты речи во время громкого разговора, крика.
Если уздечка языка прикреплена к его верхушке, то в такой ситуации нарушается акт сосания у новорожденных, а в более старшем возрасте - неправильно протекают акты жевания и глотания.
Заботливые родители, заметив у своего ребенка затруднения при произношении звуков должны обязательно проконсультироваться не только у логопеда, но и у детского врача стоматолога!
Детский стоматолог и логопед должны коллегиально решать вопрос о необходимости пластики уздечки языка (в настоящее время прекрасно зарекомендовала себя хирургическая коррекция уздечек языка и губ лазером) перед началом курса логопедических занятий для достижения желаемого результата в кратчайшие сроки.
4 октября 2015